Этапы создания маркетри на фабрике «Войкар»

Рассказывает арт-директор фабрики художник Сергей Суровцев
Все начинается с эскиза
Эскиз для маркетри отличается тем, что ты изначально работаешь с особым материалом. Здесь надо учитывать, что дерево уже изначальное обладает своим рисунком — тангенциальной или радиальной структурой.

Картину надо выстраивать с помощью разных текстур, противопоставляя друг другу их ритм и цвет. В целом это аппликативная вещь. Здесь работают законы коллажа, законы сочетания плоскостей. Через эти планы и вырисовывается пластика и объем.

Для сравнения вспомните, как вырезают из цветной бумаги силуэты, напоминающие объемные формы. Здесь задача ещё сложнее: мы создаем содержание из изначально лаконичных и плоских материалов, имеющих свой цвет и природный рисунок. Например, чем контрастнее между собой цвета, тем легче читаются контуры как на большом расстоянии, так и вблизи.

Я этим правилам следую уже интуитивно, оцениваю и понимаю из своих внутренних ощущений, наработанных благодаря опыту.
Как мы добиваемся идеальной точности?
Дальше мы идем по очень интересному пути. После того, как готов эскиз, делаем его точную обводку в Corel. Когда этот файл загружается в машину, рисунок уже никто не нарушит. Раньше рисовались картоны, которые оставляли мастерам некоторую свободу действий, а значит и пространство для ошибок. Теперь мы всегда имеем гарантированный результат.

Если создание эскиза — это сосредоточение визуальной и интеллектуальной работы, то дальше начинается прикладные механические шаги. Перевод в Corel должен быть очень точен, чтобы сохранить все нюансы ручной работы ее нерв и трепет.

Очень важно собрать вырезанные детали на столе подбирая цветные элементы к друг другу некоторые из надо менять и вырезать новые — работа настоящего художника.
Шпон и маркетри
Машина вырезает детали из шпона очень точно. На следующем шаге потом важно, чтобы специалист аккуратно собрал одно с другим. Чтобы все сошлось и швы получились очень аккуратными.

Новые технологии позволяют одинаково точно резать и шпон, и металл, и перламутр. Благодаря ему можно разрезать серебро и золото на полосы шириной до миллиметра.

Что касается шпона, то есть более дорогие породы и более дешевые. Есть тот же fine-line — шпон из натурального сырья, которое изготавливается искусственно. Так же сейчас делают искусственный камень. Такой шпон практически не отличается от настоящего. Используют его в проектах, где требуется выдержать ровный предсказуемый рисунок на большой площади.

Рисунок натурального шпона ведь очень непредсказуем: одна и та же порода может иметь под собой массу вариаций. Все зависит от возраста и условия роста дерева, среза, страны-производителя и так далее. А все это, в свою очередь, влияет и на цену.

Кстати, с маркетри – проще, все-таки здесь используются небольшие кусочки, даже в случае работы с большим панно. Все эти фрагменты сочетаются через какие-то разделения. Шпон всегда режется на сегменты и раскладывается детализацией на зоны. В этом смысле маркетри — довольно экономичная техника. Мы на производстве собираем обрезки хорошего шпона, чтобы они всегда были в запасе у маркетристов. Это прагматично: мастер всегда найдет, где их использовать. В мозаике, кстати, у меня такая же ситуация. Все остатки камня мы всегда нарезаем и собираем в мозаику. Это и красиво, и практично, и экологично.
Цветовая палитра
Подбор шпона требует определенного мастерства. Даже если его надо просто разложить шашечкой в разных направлениях или собрать простым геометрическим рисунком. С этой задачей в принципе может справиться хороший специалист столярного производства, который имеет понимание задачи, которая перед ним поставлена, и разбирается, что красиво, что некрасиво.

У нас на фабрике сейчас делается много даже простых фанерованных предметов, на которых с помощью прожилок темного и светлого шпона мы создаем некую графику. Однажды научившись, мастера теперь делают это своими силами на производстве.
Полосы шпона вырезаются вручную, интегрируется с другими фрагментами, подгоняются друг к дружке, выклеиваются на поверхности, которую мы потом шлифуем, грунтуем и дальше уже идет процесс отделки.

Что касается подбора цветов, то иногда мы шпон окрашиваем. Если брать, например, красный цвет, то в дереве его естественных оттенков мало. Есть искусственные крашеные шпоны, но и там вариаций тоже не очень много. А представьте, что у вас должен получиться красный цветок, из 4-5 цветов, причем очень близких. Все они должны вам говорить, что это, скажем, тюльпан. Когда ты работаешь со шпонами, то не получается идеальной картинки, где ты можешь подобрать цвета как тебе хочется. Бывает иногда приходится подключать художника и делать какие-то неожиданные вещи.
Когда ты работаешь со шпонами, то не получается идеальной картинки, где ты можешь подобрать цвета как тебе хочется. Бывает иногда приходится подключать художника и делать какие-то неожиданные вещи.

Когда все уже собрано, надо еще один раз сделать контрольную проверку. Здесь иногда выявляются некие несовершенства: какой-то кусочек выбивается, мешает, не так смотрится, как ты задумал, или не гармонирует с другими вещами. Здесь нужен взгляд художника, который увидит картину в целом и подтянет детали, нюансы, тонкие сочетания. И здесь мы поняли, что без художника нельзя. Теперь любая работа по маркетри проходит через глаза и руки художника который с помощью цветовых лессировок дает окончательную законченность произведению.