Золочение на фабрике «Войкар»

Позолоченные элементы в интерьерах фабрики «Войкар» отличает глубина блеска и яркое сияние. О том, какие профессиональные приемы влияют на достижение такого качества, мы и расскажем.
Золото в современном интерьере
Золото — это металл царей и богов. С древних времен оно будоражило желания и воображение людей. Будучи, с одной стороны, символом роскоши и богатства, в искусстве оно служило атрибутом рая, мира небесного. В XXI веке отношение к золоту претерпевает трансформацию. Заняв прочное место в частном интерьере, золото раскрывается с новой стороны — как обволакивающее, мягкое сияние персональной домашней вселенной.
Какие материалы используют для золочения?
Традиционно при золочении применяют один из двух материалов — сусальное золото или поталь.

Сусальное золото
— это тончайшие листы натурального материала. Человечество использует его тысячелетиями. Поскольку золото не окисляется на воздухе, оно способно сохранять блеск и сияние практически вечно, что делает его превосходным декоративным материалом. Самая распространенная форма сусального золота, с которой вы можете столкнуться — это "книжка", в которую собраны золотые листы.

Поталь – это металл из медных сплавов, имитирующий сусальное золото. Обычно тонкие листы потали также собраны в "книжку". На фабрике "Войкар" применяют не только листовую, но и рулонную поталь. Она минимизирует разрывы и позволяет "закатать" большие объемы. Ее используют в основном для золочения плоских деталей и как золотую подложку на панелях, которые идут под печать.

Разумеется при выборе материала мы отталкиваемся от предпочтений заказчика и согласовываем с ним важные решения.
Из каких этапов состоит золочение?
Золочение — это трудоемкий процесс, который включает в себя несколько этапов.

Их последовательность следующая:

  • подготовка поверхности (грунтовка, шлифовка, покрытие лаком),
  • золочение,
  • вышлифовка (разравнивание позолоченной поверхности),
  • финишное покрытие лаком.

Здесь все взаимосвязано: к наилучшим результатам приводит слаженная командная работа. От конструктора требуется продуманное решение, дальше в дело вступают столяры, резчики. Поверхность готового изделия подготавливают шлифовщики, после чего маляр покрывает деталь лаком, и наконец она поступает к мастеру по золочению, который наносит сусальное золото или поталь.
Ошибка на любом этапе отразится на последующих. Залог успеха — придерживаться наработанной технологии, единообразно следовать ей "от и до".

Если говорить о каждом этапе подробнее, то весь процесс выглядит следующим образом. Все начинается с подготовки изделия из дерева. Мы обрабатываем поверхность грунтами и с помощью ряда шлифовок полностью выравниваем для достижения лучшего качества. Перед золочением готовится подложка, — обычно желтая, под цвет золота (для потали ее цвет может быть иным).

Добившись той гладкости, которая нам нужна, мы лакируем поверхность, на нее с помощью масляного лака мордан выкладываем поталь, разравниваем ее и потом окончательно закрываем лаком.
Процесс золочения на фабрике "Войкар" с сусальным золотом и поталью практически идентичен. Единственная разница в том, что сусальное золото — это благородный металл, оно не подвержено коррозии, поэтому его не нужно защищать лаком. Мы наносим лак на поталь, чтобы она не потемнела и не пошла пятнами от взаимодействия с кислородом.
Акриловый лак — финишное покрытие, с которым работаем мы, придает поверхности замечательную степень глянцевости: ровную, без шагрени. Изделие приобретает латунно-металлический блеск.
Заказчику на заметку.
Отработанная технология дает заведомо предсказуемый результат. Мы добиваемся одинакового цвета и блеска для всех выпускаемых нами позолоченных изделий.

Если в рамках одного проекта заказчик использует золочение от двух разных исполнителей, то высок риск, что предметы будут заметно отличаться по тону и степени блеска. Чтобы этого избежать, золочением на вашем объекте должна заниматься одна команда.
Почему только гладкая поверхность в итоге дает блеск?
В принципе, если торопиться, то нанести акриловый клей можно на любую деревянную деталь. Лак имеет неплохую адгезию, поэтому достаточно просто приклеить поталь сверху, чтобы получить золотое изделие.

При таком упрощенном подходе цвет золота будет приглушенным, матовым. Ласы от кисти, различные бороздки и шероховатости сразу скажут вам, что о подготовке поверхности особо не заботились. Так поступает человек, который знает свое дело, но решает его упростить.

Мы же подходим к каждому этапу скрупулезно. Именно правильно подготовленная основа и определяет неизменное качество производства. Поэтому мы грунтуем и шлифуем изделие, пока поверхность не станет идеально гладкой. Далее покрываем ее лаком и только потом наносим слой золота или потали.
Подробнее про золочение
Сам процесс золочения — тоже очень трудоемкий. Сначала мастер с помощью подушки позолотчика и ножа нарезает листы на фрагменты, которыми и выкладывает — золотит — изделие. Чтобы правильно, без разрывов и рваных краев, резать сусальное золото или поталь, мастер использует специальный острый нож. Качественная нарезка, таким образом, упрощает золочение.

Выкладывая листы, нужно учитывать тонкости последующей располировки. Она позволяет сделать золотой слой однородным, но именно в этот момент высок риск повредить лист.

Самое трудоемкое в золочении — работа с деревянными элементами сложной формы, а также с изгибами и рельефом готового изделия.

Поэтому элементы стараются по возможность сделать накладными, чтобы состыковать позже. Естественно, плоскую поверхность позолотить проще, чем глубокий рельеф.
Доступная стоимость потали позволяет использовать ее большим числом слоев, чем золото. После нанесения первого слоя лака некоторые места нужно проходить повторно. Каждый новый слой перекрывает предыдущий и тем самым нивелирует все возможные разрывы, трещинки или просадки в цвете. Это улучшает общий эффект и дает совершенный результат: поверхность становится полностью однородной. В законченном виде изделие передается маляру на финишную лакировку. Оно приобретает блеск, глубину, а высокий глянец дает хорошее отражение.
Золочение поталью на мордан
На фабрике "Войкар" используют так называемое золочение на мордан — самый известный и распространенный метод работы с сусальным золотом. Особенность нашей технологии в том, что мы применяем тот же подход к потали. Если обычно для потали используют клей на акриловой (водной) основе, то мастера фабрики "Войкар" работают на лаке с масляной основой.

Очень сложно найти людей, которые согласятся работать с поталью как с золотом. Ведь гораздо легче сделать это привычным способом, с упрощением технологии.

После золочения мы покрываем поталь еще одним защитным слоем — акриловым лаком с высокой степенью глянцевости. Он закрывает нашу поталь, немножечко ее "приглушает", но, надо понимать, что, если бы все это делали на акриловый клей, который изначально сильнее матирует поверхность, то блеск потерялся бы вовсе. Поэтому мы используем лак на масляной основе. Сквозь него мы видим глубину, что и дает нужный эффект. Чтобы добиться глянца, глубины и зеркальности., следует действовать согласно описанной технологии.
Какими компетенциями должен обладать мастер, работающий с золотом?
Это и художественное образование, и десятилетний опыт, и высокая квалификация. Наши мастера, к примеру, участвовали в таких проектах, как золочение интерьеров Большого театра.

Развитие идет постоянно. Технологии не стоят на месте, поставщики предлагают новые материалы и решения, в интернете появляются профессиональные видео — все это мастера фабрики «Войкар» учитывают и используют по мере необходимости.
Уход за позолотой и её реставрация
Как ухаживать за позолоченным изделием? Самое главное предписание: надо понимать, что любые лакированные поверхности подвержены износу и царапинам. Поэтому мы советуем использовать щадящий режим уборки: опахала, кисточки, которыми можно удалить легкую пыль. Этого достаточно для ежедневного ухода.

Если вы делаете влажную уборку, то, чтобы избежать разводов, поверхность необходимо аккуратно вытереть насухо. Так позолота прослужит вам дольше.

Возможно ли отреставрировать позолоченную мебель? Фрагментарно восстановить золотой элемент в собранном изделии довольно сложно, потребуется его разобрать. Мастеру также нужно будет снять поврежденный слой и выполнить работу заново. Главное, что всё возможно, и на фабрике «Войкар» знают, как решить эту задачу.