Маркетри и новаторство

Колонка арт-директора фабрики «Войкар» художника Сергея Суровцева
Небольшие элементы маркетри при изготовлении мебели начали использовать с давних времен. Если это дорогая мебель, то там маркетри было достаточно и даже более чем достаточно. Вспомню того же Андре-Шарля Буля, который начал интегрировать в рисунок перламутр, металл, слоновую кость и экзотический шпон. Для своего времени он стал новатором и революционером, привнеся смешение тех материалов, которые до него никто не додумался использовать. Так он прославил свое имя, а техника маркетри прозвучала на весь мир, вызвав волну повторений.
Что касается нашей с «Войкаром» истории, то, когда я только начал работать над мебелью, такая инкрустация маленькими кусочками драгоценного шпона всегда вызывала у людей, которые ее делали, трепет. Это всегда были долгие сроки и большие деньги, вокруг которых разыгрывались споры: «Почему такая цена за изделие? – Да потому что у нас вот такая вставочка! – А почему так долго делается? – Да вы даже не представляете, как долго делается такой рисунок!» Все это как раз было связано с тем, что маленькие поверхности создавались вручную.
Это очень тонкая ювелирная работа. Сложности добавляют разные материалы: шпон — мягкий материал, перламутр и металл — твердые. Все это надо между собой сложить, склеить, идеально подогнать швы. Это и долго, не все это умеют. Мастеров, которые занимаются маркетри — наперечет. Как правило это любители-энтузиасты, которые однажды сами увлеклись, поработали в реставрации и где-то чему-то научились. По сути это своего рода художники, которые создают уникальные картины в сложной технике. На них в общем и держится этот небольшой рынок.
Когда я сам стал работать с этой техникой, то посмотрел на маркетри с той точки зрения, с какой на это смотрели американцы в период зарождения и расцвета поп-арта.
Гардеробная в стиле ар-деко. Художник Сергей Суровцев
Как художник, я знаю многих современных творцов и
изучал технику их работы. Так вот, те, кто очень громко прозвучал в поп-арте — Джеймс Розенквист, Роберт Раушенберг и, естественно, Энди Уорхол — все делали ставку как раз на крупное увеличение. Они брали гигантского размера холсты и переносили на них надписи, отдельные предметы и их детали, создавая, таким образом, из простого великое, грандиозное. Вещь становилась объектом искусства и обретала историю. За всем, разумеется, стояла идея. Все делалось в рамках их концепций, видения современного мира, понимания рекламы и мира потребления. Об этом можно говорить долго, но сейчас я хочу обратить внимание только на один конкретный художественный прием.
Я тогда подумал: «А что если взять вот это маленькое и сделать в большом размере? Какое это произведет впечатление? Увеличить мой эскиз в рамках, которые задает интерьер. Насколько красиво это бы смотрелось?»
Работа над маркетри на фабрике "Войкар"
Так как я сам писал картины и понимал технологию увеличения, то знал — это беспроигрышно. Я заранее видел, насколько красиво и монументально это будет смотреться в увеличенном размере в шпоне. Маленькие элементы увеличатся до 50 см и плоскость шпона, который ты подберешь, чтобы работать, как мы говорим, и в ближнем бою, и в дальнем. Вблизи ты должен видеть красивую поверхность, а издалека, отойдя на несколько шагов — интересную единую картину.

Мне это стало интересно как задача и как вызов. Ни у кого и никогда я еще не видел больших полотен с маркетри. В тот момент я работал над изголовьем кровати и убедил заказчика использовать эту технику. Я не рассказывал ему, что это, в принципе, эксперимент, и я делаю это впервые, что вообще ни у кого такого еще не было. Но поскольку у меня был подробный, хорошо отрисованный графичный эскиз, все получилось как задумано.
Работу отдали в руки маркетристу, который как раз делал все вручную, без станков, без лазера и новых технологий. И так как все люди, которые занимаются маркетри, считают себя ничем не хуже художников, он отложил мой эскиз в сторону и начал делать так, как ему самому захотелось.

Приехав проконтролировать ход работы, я увидел, что он собирает совсем не то, что я нарисовал. А важным было точное следование каждой линии эскиза. Ведь они мной точно выверены и находятся на своих местах. Нарушая их в большом размере ты приводишь вещь к катастрофе. Рисунок не будет работать так, как ты его задумал и рассчитал.

Когда я увидел все эти значительные и незначительные нарушения, то заставил мастера переделывать все именно так, как на эскизе. Он очень удивился, расстроился, но в итоге сделал, как надо. Так и получилась первая крупная работа. Возможно не совсем монументальная, но для тех времен неожиданная. Все, кто делал со мной мебель и работал с маркетри маленького размера, по-хорошему удивились.
Первый подобный опыт я получил в 2006-2007. Понял, какой здесь кроется большой потенциал. Значит нужно работать над интерьером дальше и придумывать новые возможности.

Новый повод должен представиться. Ведь не всем это надо, не все это могут себе позволить финансово, потому что такая работа все-таки стоит недешево.

И вдруг получилось, что один конструкторов на столярке пришел ко мне и сказал: «Я ведь до этого всю жизнь занимался маркетри. Если бы не нужда и необходимость работать конструктором, я бы всю жизнь делал маркетри».

Когда люди работают со мной вместе, то через какое-то время, когда мы уже хорошо знаем друг друга, они могут прийти и по-новому раскрыться. Наш конструктор показал мне те вещи, которые он делал у себя дома в свободное время, но понравилось мне не столько это, сколько то, что он предложил: «Если бы вы мне купили лазерный станок, то я смог бы делать маркетри очень быстро и больших размеров».
Самое главное, что это все можно было очень быстро делать, если у тебя есть хороший исходный файл. Так мы перешли к созданию масштабных работ.
Я хорошо знаю законы монументальной живописи. И это мне очень помогало, когда я занимался росписями и большими объемами.

Если у тебя картина находится на большой стене, то тебе, по сути, приходится не рисовать, а красить. У тебя огромными кусками через картон обозначены поверхности, и ты должен, исходя из эскизов, все это расколеровать. Красить даже не кисточкой, а валиком. Сначала кажется, что ты делаешь некую малярную работу. Потом отходишь на расстояние 10 метров и вдруг видишь первый план, второй план, гору, лес.

Все это складывается из частей, которые надо рассчитать, выделить, сложить. Мне помог опыт накопленный в монументальной живописи. Я, как художник это прошел, все знаю, мне все понятно и легко.
Поэтому я совершенно спокойно сразу же вышел на большой объем, начал применять маркетри в интерьере, в частности в гардеробах, где есть и внушительные плоскости, и пустота, которую хочется заполнить. В будущем, конечно, мне интересно продолжать делать такие масштабные картины с маркетри.